г. Киев, ул. Богдана Хмельницкого, 16-22

«По одёжке встречают», – о силе первого впечатления знают все, но в этом явлении, которое ещё называют «эффектом ореола», есть много интересных нюансов. О них и пойдёт речь.

Образ человека, который складывается в нашем сознании при первой встрече или ещё раньше – из рассказов знакомых, профайла в соцсетях и пр., достаточно долго влияет на общение и взаимодействие с ним, прежде чем «эффект ореола» начнёт рассеиваться.

Промахам того, кого мы считаем хорошим, находится тысяча оправданий и объяснений, прежде чем у нас откроются глаза. И наоборот – отношение к тому, кто нам не понравился, может долго оставаться предвзятым, даже если на то нет объективных причин.

 Хотя мы интеллектуально понимаем эффект ореола, часто не замечем, когда подпадаем под его влияние. Более того, исследования показывают, что люди склонны отрицать зависимость собственных реакций и поведения от первого впечатления. Это и делает его столь популярным и успешным инструментом рекламы и PR.

Другое название данного явления – «закон предшествования» – впервые было сформулировано и описано в 1925 году, когда М. Лундт заметил, что именно первое новостное сообщение о событие сильнее всего влияет на людей. Информация, поступающая позже, оказывает уже более слабое воздействие. Этим пользуются средства массовой информации, пытаясь первыми осветить событие «под собственным соусом». 

В студенческой жизни аналогом эффекта ореола является эффект зачётки – когда оценки первых курсов позволяют отличникам расслабиться на старших курсах, а троечнику получить высший бал может быть сложнее, даже когда он очень хорошо подготовился.

Психологи выделяют несколько факторов, вызывающих эффект ореола:

  • чрезмерный поток информации, особенно если в течение дня приходится общаться с большим количеством новых людей, и нет возможности либо необходимости присматриваться более тщательно к окружающим;
  • нехватка времени: даже если новые знакомства происходят не часто, у нас может быть не достаточно времени, чтобы уделить им должное внимание, оценить объективно;
  • стереотипное мышление – когда собственное впечатление заранее складывается на основании суждений других людей;
  • незначительность объекта для нас лично. В таких ситуациях мы менее склонны разбираться в деталях;
  • подчёркнутость отдельной черты, которая выделяется на фоне всего остального.

Очевидно, что стать полностью независимым от эффекта ореола сложно, а учитывая фактор незначительности, не всегда это нужно. И всё же, тренируя внимательность и осознанность, с ним можно бороться, разрушая собственные неверные представления.