г. Киев, ул. Богдана Хмельницкого, 16-22

В «Мастерскую неотложной помощи для Кадровика» пришел запрос: «Недавно я устроилась на работу в большую «белую» компанию бухгалтером, на полный рабочий день.

Сейчас меня «добровольно-принудительно» заставляют трудоустроиться еще на 6 ОООшек этой же компании, по совместительству, на половину ставки. При этом в приказах о приеме на работу указали, что режим рабочего дня по всем предприятиям или с 9:00 до 13:00, или с 14:00 до 18:00 ежедневно.

Уверена, что я с работой то справлюсь, там небольшие ОООшки. Но ума не приложу, как можно работать столько, даже на «бумажке», если суммарно по приказам получается, что мой рабочий день составляет 32 часа, а статья 50 КЗоТ Украины говорит о 40 часах в неделю?

Я так понимаю, у контролирующих органов может возникнуть много вопросов относительно графиков работы и количества трудоустройств.

Спор между мной, коллегами и генеральным директором завязался нешуточный.

Подскажите, как выйти из этой ситуации с «малыми потерями» и:

- обезопасить себя и генерального директора компании;

- «удовлетворить» проверяющих;

- сохранить места трудоустройства.»

Как по мне, ситуация очень тривиальная и обыденная как для «белых», так и для «серых» предприятий.

Знаем, что «белые» - это предприятия с официальными фактическими заработными платами, а «серые» - с официальной минимальной заработной платой и «конвертом».

Выгоды такого трудоустройства для предприятия, как в запросе, очевидны, это:

- один человек, который знает всю «кухню» и со всех сторон;

- однотипные требования к решениям поставленных задач; 

- экономия на ЕСВ;

- меньше людей, посвященных в коммерческую информацию;

- экономия на рабочем месте и средствах производства, и т.д..

Но и риски очевидны, это может быть:

- заинтересованность налоговой службы суммой ЕСВ (помним, что за совместителей платим меньше);

- вопросы Пенсионного фонда о сотрудниках, работающих на условиях неполного рабочего времени, если их количество в процентном соотношении больше 20%.

И все же, можно ли действительно «удовлетворить» запросы всех и во всем?

Итак, начнем:

  1. 1. Согласно статье 21 КЗоТ Украины, трудовым договором является соглашение между работником и работодателем, по которому работник обязуется выполнять работу, определенную этим соглашением, а работодатель обязуется выплачивать работнику заработную плату и обеспечивать условия труда, необходимые для выполнения поставленных задач.
  2. 2. При этом работник имеет право реализовать свои способности к продуктивному труду путем заключения трудового договора на одном или одновременно на нескольких предприятиях. Т.е. руководствуясь нормой части 2 статьи 21 КЗоТ Украины, законодатель не ограничивает количество работодателей, у которых работник может работать по совместительству, и не ограничивает продолжительность рабочего времени совместителя.
  3. 3. А совместительство - это выполнение работником, кроме основной, другой регулярной оплачиваемой работы, на условиях трудового договора, в свободное от основной работы время, на том же или другом предприятии.
  4. 4. Но в тоже время, Минтруда в своем письме от 16.01.2003г. № 06/2-4/6 говорит о том, что работник не может выполнять в одно и то же время (например, с 9:00 до 18:00) работу как по основному месту работы, так и по месту работы по совместительству (помним, что письма-разъяснения не являются законодательной догмой, а только мнением конкретного специалиста).

 

И как правило, окончательное решение, в данном случае, принимал руководитель предприятия, учитывая возможный риск доказывать контролирующим органам, что норма Постановления № 245 не распространяется на его предприятие.

Но, как это не парадоксально, работодателю на помощь пришел COVID-19. Благодаря этому вирусу, с 17 марта 2020 года Украина «легализовала» дистанционную работу, а с 2 апреля этого же года дистанционную работу наконец ввели в КЗоТ Украины и статьей 60 изложили в новой редакции.

И теперь, принимая работника по совместительству, работодатель имеет полное право, предоставленное ему  п.6-1 статьи 24  КЗоТ Украины, заключить письменный трудовой договор о дистанционной работе, в котором указать,  что работник работает по месту, где проживает или в другом месте по его выбору, в том числе с помощью информационно-коммуникационных технологий, вне помещения работодателя (ч. 10 статьи 60 КЗоТ Украины) и рабочее время распределяет по собственному усмотрению, и при этом такая работа не ограничивает трудовых прав работника.

Вот и получается, что принимая на работу совместителя, необходимо заключить с ним письменный трудовой договор о дистанционной, надомной или удаленной работе, в котором указать, что работник выполняет свои функциональные обязанности не на территории работодателя и рабочее время организовывает на собственное усмотрение.

Все подробности, нюансы и «рецепты» заключения этого многогранного трудового договора с оттенками надомной, дистанционной или удаленной работы, мы обсудим на нашей онлайн встрече уже 18 августа с 17:00 до 18:30 в «Мастерской неотложной помощи для Кадровика».

Вебинар «Telework или удаленная работа. Преимущества и недостатки как для работодателя, так и для сотрудника!»